Заметки из мира IT

В стиле минимализм

C момента запуска поисковика Bing прошло уже 5 лет. За эти 5 лет Microsoft так и ниасилила перевести его из статуса beta версии в...
http://dynamic.versusit.ru/Files/2013/b1a93aab-0910-4668-84d8-57b961332cea.png

C момента запуска поисковика Bing прошло уже 5 лет. За эти 5 лет Microsoft так и ниасилила перевести его из статуса beta версии в законченный продукт. Я бы еще понял, если бы статус beta версии был лишь сугубо номинальным, в то время как по качеству поисковик мог бы тягаться со своими взрослыми конкурентами. Однако этого не произошло. Качество поиска тут даже не beta, а стабильная alpha без перспектив на улучшение.

Так что сравнивать Bing с Google это занятие очень несерьезное. Но этим мы, обязательно займемся в будущем. А вот сравнить Bing со своим прямым конкурентом – Mail.ru можно уже сегодня. Почему именно с mail.ru? Просто потому, что mail.ru стабильно отстает от своих взрослых аналогов – Yandex и Google. А других популярных поисковых систем с уникальными поисковыми алгоритмами нет.

Пару слов про Mail.ru. В отличие от зарубежного Bing, Mail.ru Group полностью Российская компания, зарегистрированная в офшорах и через подставные фирмы управляющая одноименным поисковиком. Компании нужно отдать должное за то, что она не слилась, как слились другие первопроходцы отечественного рынка, такие как, к примеру, Aport, а продолжает активно развиваться и даже занимает весьма неплохую рыночную долю. В настоящий момент по рунету это около 8%. Популярность Bing кстати ровно в десять раз меньше и по самым оптимистичным подсчетам им пользуется целых 0.8% аудитории интернетов.

Не смотря на бирку «сделано у нас» Mail.ru в России очень не любят во многом благодаря агрессивному маркетингу и низкому качеству сервисом. Так что эти 8% пользовательской базы складываются главным образом из туповатых домохозяек и «тех, кто попроще». Одним словом людей кто компьютер никогда не видел, а подсказать некому.

Мизерная аудитория Bing складывается из всевозможных гиков, случайных заходов и руссифицированных индусах работающих в Microsoft. Сюда же можно приплюсовать разные популярные мобильные платформы с встроенным поиском от Bing и тд.

Интерфейс
Интерфейс Bing:

Интерфейс Mail.ru:

Хорошо видно, что Bing идет по пути упрощения интерфейса. В вто время, как Mail.ru стремится сделать портальное решение. В результате получается очень перегружено и аляписто. Однако за Bing стоит Microsoft, у которого нет необходимости запихивать все в одно место, а mail.ru вынужден сочетать в себе все начиная с почты, заканчивая новостной лентой и вырвиглазной социальной сетью «одноглазники».

Впрочем, Mail.ru недолго думая решила содрать у Microsoft идею и по кнопке «Поиск» сделала кривую пародию на Bing, которая выглядит следующим образом:

Не увидеть схожей сюжетной линии, пожалуй, нельзя.

Функциональные возможности Webmaster’a
Начнем не с самого поиска, а с околопоисковых инструментов. В данном случае панели Webmaster’a.
И Bing и Mail.ru имеют Кабинеты Webmaster’a, которые позволяют проводить анализ сайта: оценивая количество внешних и внутренних ссылок, подсчитывать количество проиндексированных страниц, анализировать простейшую метрику пользователей и тд.
Внешний вид кабинета Webmaster’a Mail.ru:

Внешний вид кабинета Webmaster’a Bing.ru:

Хотя функционал Webmaster’a в Mail.ru значительно отстает от функционала Webmaster’a в Bing у mail.ru есть несколько хороших идей. К примеру, вот в таком интерфейсе можно просмотреть входящую ссылочную массу, для всего сайта, а так же для отдельных его разделов (см. древовидное меню слева).

К сожалению, из-за того, что трафик с mail.ru на VersusIT.ru в настоящий момент равен нулю показать, как работают остальные меню не получится. Однако табличка должна быть примерно такая же.

Это, пожалуй, единственное, что есть хорошего в Webmaster от Mail.ru по остальным параметрам уверенно лидирует Webmaster от Bing. Он позволяет помимо джентельменского набора функций проверять разметку, анализировать сайт на наличие вредоносного ПО, блокировать отдельные страницы от индексации (пункт «Блокировать URL-адреса»), отказываться от внешних нежелательных ссылок (пункт «Отказаться от ссылок»), просматривать сайт глазами Bingbot и составлять удобные отчеты и многое другое.

К примеру, именно благодаря вебмастеру Bing, я узнал, что у нас в разметке главной страницы отсутствует тег <H1>

Webmaster Bing полностью является полностью функциональным инструментом, за исключением того момента, что Microsoft как всегда что-то намудрила с поддержкой браузеров, в результате чего настройка «Минимальный размер шрифты» совершенно не работает для боковой панели инструментов. На скриншоте минимальный размер шрифта выставлен в 16, однако что-то не заметно… Ну да ладно. Переходим к самому интересному! Анализу качества работы поисковых машин.

Качество поиска Bing и Mail.ru

1. Семантика
Все современные поисковые системы должны понимать запросы на естественных языках. Для этого поисковая система должна понимать морфологию слов. Помимо понимания морфологии отдельных слов необходимо, чтобы поисковик понимал смысл фразы.

Давайте посмотрим, что Bing думает по запросу «где купить лицензионный Windows».

А теперь Mail.ru

Очевидно, что Bing самым жестоким образом слажал, отправив пользователя даже не на сайт родного Microsoft, а к каталогу бесплатных программ. Где, по его мнению, в разделе пародии на операционные системы и должен находиться лицензионный Windows.

Mail.ru в этом отношении оказался куда более правильно первой же ссылкой предложив сайт по продаже лицензионного ПО.

Очевидно, Bing был введен в тупик загадочным словом «где». Теперь удалим его и посмотрим, что получится по точному вхождению.

Тут уже результат получился одинаковый:
Bing:

Mail.ru:

Теперь зададим поисковикам другой экстравагантный запрос «Как звали человека убившего Кеннеди».
Тут результаты Bing уверенно приближаются к состоянию /facepalm.

Bing судя по выдаче даже не понял о чем его спросили адресовав меня на первый же сайт где встречалось что-то отдаленно напоминающее по буквам искомый запрос.

Очевидно, что Mail.ru значительно лучше понимает морфологию запросов.

2. Количество страниц в индексе Поисковых Систем
Часто возникают случаи, когда требуется найти в поисковой системе нечто редкое и специфичное. Это может быть какая-то цитата набитая по памяти или редкое сообщение об ошибке. Тут работает принцип чем больше – тем лучше. Чем больше в индексе поисковой системы страниц, тем больше шанс, что среди них найдутся страницы с нужной информацией.

К сожалению просмотреть количество проиндексированных страниц в mail.ru невозможно т.к. во-первых поисковик не предоставляет директивы, способной это показать, а во-вторых он частично использует индексы из других поисковых систем.

Поэтому тестирование проведем следующим образом. Возьмем 10 фраз с разных старых страниц сайтов и посмотрим, найдут ли их данные поисковые системы в своем индексе или нет. Фразы взяты со случайных страниц ряда популярных ресурсов. Уровень вложенности в щадящих целях был взят не высокий.
Вот список целевых фраз:

В плане мобильной работы планшеты гарантированно вытеснят ноутбуки.

В углу стоит мой компьютер с ХР. Выглядит как убитейший зашарканный ящик с налётом грязи.

Бросается в глаза непривычное сглаживание шрифтов: разработчики использовали собственные методы отрисовки.

Популярные движки сосредотачиваются на полнотекстовой индексации в онлайне, документов естественного языка

в жизнь Вселенной никогда не вмешивались сторонние силы, способные изменять или нарушать законы ее существования и развития, не подвергаясь ответному влиянию

За горсткой геев гналась разъяренная толпа

Opa is a full-stack open source web development framework for JavaScript that lets you write secure and scalable web applications.

Computers were originally conceived as devices for performing mathematics.

Other frameworks such as node.js expose the asynchronous interface using callback functions.

When I used the context menu only in the tree view, it was attached to the TextBlock in the ItemTemplate

Как видно невооруженным взглядом часть фраз на английском языке.

Теперь результаты проверки.
Итог:
Bing: 8 успешных срабатываний из 10
Mail.ru 2 успешных срабатывания из 10.
Можно отметить, что Bing зачастую предоставляет крайне мало информативные сниппеты, а Mail.ru слабо различаетевреев и геев.

3. Время индексации страниц
Среди веб-мастеров, и в особенности сеошников идет активная борьба за право быть проиндексированным первым. Время индексации сайта зависит главным образом от его тематики, уровня траста и ряда других смежных показателей. Время от момента публикации новости до момента до ее появление в поисковом индексе для новостного сайта в Yandex и Google на тех же сайтах может занимать 2-3 часа.

По моему опыту если страница и попадает в индекс Bing, то попадает она туда долго и тяжело. Для среднего сайта (2 года + 1000 хостов + 1000 страниц) может уйти от месяца до полутора. Если за этот промежуток она не попадает в индекс, значит без сама по себе она там точно не появится. Огромную поправку тут накладывает все тот же уровень траста, но тем не менее…

Mail.ru сайты индексирует чуть быстрее. Обычно чуть меньше месяца. Опять таки с теми же самыми шансами на попадание в поисковый индекс.

4. Показатели траста или PR и ТИЦ для Bing и Mail.ru
К сожалению ни у Bing ни у mail.ru нет своих аналогов PR и ТИЦ. Это печально. Хотя ТИЦ и PR от Yandex и Google не дают полной картины, однако позволяют в некоторой степени судить об авторитетности ресурса.

5. Качество выдачи и заспамленность
В борьбе за продвижение своих сайтов оптимизаторы, не гнушаются самыми разнообразными способами получить максимально высокие позиции. Как итог – выдача поисковых систем превращается в мусорное ведро, где нормальные сайты тонут, а весь шлак, всплывает и дурно пахнет. В итоге страдают все. Пользователи из-за того, что не могут найти нужную информацию. Поисковая система из-за того, что ее база раздувается, а качество выдачи только падает.

К счастью меры по продвижению привели к появлению антимер, которые назвали «фильтрами». Фильтры призваны специальным отсеивать низкокачественный контент и сайты им напиленные. Методика тестирования простая. Мы выберем 5 наиболее популярных запросов, по которым обильно лепятся говносайты и посмотрим на адекватность выдачи. К сожалению отличить CLK (сайт для людей) от сгенерированного ГС (говно-сайта) уже не так то просто. В этом будем руководствоваться исключительно общим впечатлением и качеством наполнения сайта. Единственный 100% работающий признак – это предложение скачать файл не с источника, а с разных отстойников навроде letitbit и ему подобных, где требуется отправка смс или любые другие средства одурачивания пользователей. Так же играют роль комменты. Их конечно могут писать и роботы, однако если вчитаться, то можно понять who is who.
Запросы будут такие:
Игры для iphone скачать
Игры для Windows Phone скачать

Игры для iphone скачать
Bing: ТОП 10 занят говносайтами. 2 из них к тому же несколько лет не развиваются.
Mail.ru: 1 сайт в выдаче не открывается. 2 сайта похоже наполняются вручную и частично более адекватны, однако в целом картина примерно та же.

Игры для Windows Phone скачать
Bing в 6 случаев из 10 предложил разные левые ресурсы, однако в 2 случаях ссылка вела на официальные сайты

Mail.ru в 5 случаях из 10 предложил разные левые ресурсы, однако в целом выдача оказалась несколько качественнее. Ссылка на офф. Сайт Microsoft была предоставлена только один раз.

Итог
По суммарному впечатлению, выходящему за рамки этого обзора поисковая машина Mail.ru более качественная, чем поисковая машина Bing. Если за последние годы в Mail.ru виден хоть какой-то прогресс, то у Bing я честно не говоря его не заметил. По целому ряду запросов адекватный результат найти крайне сложно. Частично неадекватность выдачи копируется большим индексом, однако это далеко не всегда идет на пользу (см. пример с Кеннеди).

Стоит отметить, что оценивать релевантность выдачи весьма сложно. Низкая релевантность обычно выглядит так. Пользователь открыл страницу и захотел уйти. К сожалению таким шлаком пока что забиты выдачи не только Bing и Mail. Однако работа активно идет.

Ходят слухи, что в Америке Bing дает более адекватную выдачу, хотя для русскоязычного сегмента это не так. Пока с некоторым перевесом побеждает Mail.RU, однако есть основания полагать, что займись Microsoft Bing более серьезно, то за пол года можно было бы сравнять данные поисковики по уровню.

admin

Яндекс.Метрика